Еди­ный Бог

Поскольку здесь эти главы я публикую не для немедленно прочтения кем-то (кроме Юры), а для того, чтобы они сохранялись на сайте и были, согласно оглавления, доступны для прочтения в любое время, могу публиковать их помногу. Ну, насколько для этого хватит у меня времени и сил.

Еди­ный Бог

Есть ре­ли­гии ми­ро­вые, а есть – на­цио­наль­ные. Са­мые рас­про­стра­нен­ные ми­ро­вые ре­ли­гии – это хри­сти­ан­ст­во, ис­лам и буд­дизм, ко­то­рые в еди­ной ве­ре объ­е­ди­ня­ют мно­гие на­ро­ды. На­цио­наль­ные ре­ли­гии – это ве­ра ка­ко­го-то од­но­го на­ро­да. Час­то в про­шлом на­цио­наль­ные ре­ли­гии на­зы­ва­ли язы­че­ски­ми, от сло­ва «язы­ци» — то есть, на­ро­ды. По­том это на­зва­ние при­об­ре­ло мно­го дру­гих, как пра­ви­ло не­га­тив­ных, смы­слов. Языч­ни­ки – это ди­ка­ри, ко­то­рые по­кло­ня­ют­ся мно­же­ст­ву раз­ных бо­гов по­то­му, что не ве­да­ют ис­тин­но­го Бо­га. Ка­кой Бог ис­тин­ный, а ка­кой нет, на этот счет у ка­ж­дой ве­ры бы­ло соб­ст­вен­ное мне­ние, что при­во­ди­ло к мно­го­чис­лен­ным ре­ли­ги­оз­ным вой­нам. Та­ки­ми, на­при­мер, бы­ли кре­сто­вые по­хо­ды за­пад­но­ев­ро­пей­ский ры­ца­рей в Свя­тую Зем­лю, да­бы вер­нуть церк­ви ве­ли­чай­шую свя­ты­ню – Гроб Гос­по­день.

Как бы лю­то не­на­ви­де­ли друг дру­га хри­стиа­не и му­суль­ма­не, но в от­но­ше­нии языч­ни­ков они бы­ли еди­ны – их на­до бы­ло си­лой об­ра­щать в свою ве­ру. В этом, по­жа­луй, наи­бо­лее пре­ус­пе­ли хри­стиа­не-ка­то­ли­ки. Ис­пан­цы унич­то­жи­ли уни­каль­ные куль­ту­ры в Но­вом Све­те – со­юз не­за­ви­си­мых го­ро­дов майя на по­лу­ост­ро­ве Юка­тан, им­пе­рию ац­те­ков и кон­фе­де­ра­цию Тауантинсуйу  (го­су­дар­ст­во ин­ков в Пе­ру). Чу­до­вищ­ной рез­не под­вер­глась Юж­ная Фран­ция в хо­де Аль­би­гой­ских войн. Германские кре­сто­нос­цы дви­ну­лись на Вос­ток и, за­хва­тив зем­ли ме­ж­ду Эль­бой и Вис­лой, унич­то­жи­ли все жив­шие здесь за­пад­носла­вян­ские на­ро­ды. По­том они пошли по по­бе­ре­жью  Бал­ти­ки еще даль­ше, но бы­ли ос­та­нов­ле­ны ли­тов­ца­ми и рус­ски­ми.

Ко­неч­но, ве­ра в Хри­ста бы­ла лишь оп­рав­да­ни­ем за­хва­та зе­мель, вла­сти, богатств. Так, на Чуд­ском озе­ре хри­стиа­не-нем­цы сра­жа­лись с рус­ски­ми хри­стиа­на­ми. А во вре­мя Вар­фо­ло­ме­ев­ской но­чи фран­цуз­ские ка­то­ли­ки вы­ре­за­ли на­прочь всех гу­ге­но­тов – хри­сти­ан-про­тес­тан­тов.

На Ру­си при­ня­тие но­вой ве­ры – ви­зан­тий­ско­го хри­сти­ан­ст­ва, про­шло от­но­си­тель­но спо­кой­но. Не смот­ря на ка­ра­тель­ные ме­ры, дох­ри­сти­ан­скую ве­ру ис­ко­ре­нить не уда­лось и спус­тя ве­ка наш на­род стал дву­вер­ным: ис­крен­не ве­рил в Хри­ста, но и на­род­ные обы­чаи не за­бы­вал. Так и жи­ли бы се­бе в ми­ре и со­гла­сии, но бе­да бы­ла в том, что по­пыт­ки из­ме­не­ния ве­ры не пре­кра­ща­лись. Сна­ча­ла при ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че пат­ри­арх Ни­кон ре­шил из пра­во­сла­вия уб­рать все рус­ское и вер­нуть ее к ви­зан­тий­ским об­раз­цам, не смот­ря на то, что Ви­зан­тии уже не бы­ло. Про­изо­шел рас­кол церк­ви и две об­ра­зо­вав­шие­ся по­ло­вин­ки не уда­лось сра­стить по сей день. По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции про­изо­шел еще один рас­кол – часть рус­ской церк­ви ока­за­лась за гра­ни­цей и с тех пор не при­зна­ет вла­сти мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха. А весь со­вет­ский на­род был об­ра­щен в но­вую ве­ру – ате­изм (ате­изм за­ме­ня­ет ве­ру в Бо­га на дру­гие «свя­ты­ни»: пар­тию и пра­ви­тель­ст­во, свет­лое ком­му­ни­сти­че­ское бу­ду­щее и так да­лее).

Кро­ва­вые ре­ли­ги­оз­ные вой­ны и из­ме­не­ния ве­ры, сла­ва Бо­гу, уш­ли в про­шлое. Но пре­ду­бе­ж­де­ния ос­та­лись. Так боль­шин­ст­во рос­си­ян убе­ж­де­но, что до при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва их да­ле­кие пред­ки бы­ли ди­ка­ря­ми-языч­ни­ка­ми и мо­ли­лись ко­му и че­му по­па­ло, а ча­ще все­го при­ро­де и жи­вот­ным, то есть – бо­гов у них бы­ло ве­ли­кое мно­же­ст­во, а это и есть пер­вый при­знак язы­че­ской ре­ли­гии.

О том, что все бы­ло не так и на­ши пред­ки ве­ри­ли в еди­но­го Бо­га, про­яв­ляв­ше­го­ся во мно­же­ст­ве сво­их тво­ре­ний, рас­ска­зы­ва­ет­ся в рус­ской, не очень из­вест­ной, сказ­ке, ко­то­рую мы хо­тим вам рас­ска­зать.

«В дав­ние-пре­дав­ние вре­ме­на, ко­гда еще не ро­ди­лись пра­де­ды на­ших пра­де­дов, жил на све­те царь-зем­ле­па­шец по име­ни Орий. Он и на­ро­дом сво­им пра­вил, и от ра­бо­ты не от­лы­ни­вал, зем­лю па­хал. И все лю­ди то­гда на зем­ле ра­бо­та­ли, уро­жай хо­ро­ший со­би­ра­ли и жи­ли лю­ди бо­га­то. Но вот од­на­ж­ды взвол­но­ва­лась Мать Сы­ра Зем­ля, взвол­но­ва­лась, вся тре­щи­на­ми по­шла. Это от­то­го, что в глу­би­не пе­ре­дра­лись ме­ж­ду со­бой два страш­ных чу­до­ви­ща, Ма­ра и Мо­рок. Не по­де­ли­ли они пе­ще­ры под­зем­ные и ста­ли друг в дру­га ог­ром­ны­ми кам­ня­ми ки­дать­ся. А зем­ля ведь жи­вая, боль­но ей! За­дро­жа­ла она, бед­няж­ка, от бо­ли, вскрик­ну­ла от уда­ров страш­ных. А глу­пые и злые Ма­ра и Мо­рок ни­как унять­ся не мо­гут, все вра­ж­ду­ют ме­ж­ду со­бой, Зем­лю из­нут­ри тер­за­ют. Тут-то и вскры­лись ра­ны Ма­туш­ки, по­тек­ли во­ды под­зем­ные, слов­но кровь, да и все кру­гом за­то­пи­ли. И мно­го то­гда по­гиб­ло ни в чем не по­вин­ных зве­рей и лю­дей.

Лишь не­ко­то­рые из них уш­ли в го­ры, воз­ле вер­шин со­бра­лись. Но там им спа­се­ния не бы­ло. Во­да все при­бы­ва­ла и при­бы­ва­ла, а су­хой зем­ли ос­та­ва­лось все мень­ше и мень­ше. Вот уж и хол­мы под во­дой скры­лись. Под­ня­лись то­гда лю­ди в го­ры сред­ние. Но и там они не спас­лись, на­до бы­ло от­ту­да по­ско­рее ухо­дить в го­ры вы­со­кие. Ско­ро ис­чез­ли и го­ры вы­со­кие – все во­да за­то­пи­ла. Из по­след­них сил лю­ди вска­раб­ка­лись на снеж­ные вер­ши­ны, на ска­лы вы­со­чай­шие, вы­ше  ко­то­рых бы­ло толь­ко не­бо. А во­да все при­бы­ва­ла и, ка­за­лось, что уже не бу­дет спа­се­ния, все она за­то­пит, ни­че­го жи­во­го не по­ща­дит. Вот то­гда-то царь Орий ре­шил по­про­сить по­мо­щи у Бо­га. Да толь­ко где он, этот Бог, как его зо­вут, кто он та­кой – все лю­ди от стра­ха за­бы­ли.

Встал Орий на ко­ле­ни, под­нял го­ло­ву вверх, уви­дел в не­бе Крас­ное Сол­ныш­ко, крик­нул ему: «Солн­це Крас­ное! Ты вы­ше всех. Зна­чит, ты – Бог?». Солн­це ус­лы­ша­ло сло­ва Ория, ус­мех­ну­лось и от­ве­ти­ло: «Нет, я не вы­ше всех. Есть еще вы­ше ме­ня. Там и ищи Бо­га».

То­гда царь-па­харь об­ра­тил­ся к го­ре вы­со­чай­шей, на ко­то­рой он и его лю­ди спа­са­лись от на­вод­не­ния: «Го­ра вы­со­чай­шая, ты вы­ше все­го на зем­ле! Ты спа­са­ешь нас по­то­па. Мо­жет, ты и есть наш Бог?». Вздох­ну­ла го­ра, да­же кам­ни с вер­ши­ны вниз по­ка­ти­лись, от­кры­лась в ней рас­ще­ли­на, буд­то рот, и по­слы­ша­лись от­ту­да гул­кие сло­ва: «Нет…Бог вы­ше ме­ня…»

«Ку­да уж вы­ше?», — по­ду­мал Орий. Вновь под­нял он гла­зу к не­бу. Уви­дел про­плы­ваю­щую ми­мо туч­ку Бе­лую, ей ска­зал: «Ту­ча моя Бе­лая, мо­жет, ты — Бог?» Но и она от­ве­ти­ла так же, как Солн­це и Го­ра: «Нет, я не Бог. Есть тот, кто вы­ше ме­ня, тот — Бог!»

То­гда спро­сил Орий у Вет­ра Бы­ст­ро­го, ко­то­рый про­ле­тал ми­мо: «Ве­тер мой Бы­ст­рый, мо­жет, ты — Бог?». От­ве­чал ему Ве­тер Бы­ст­рый: «Нет, я не Бог, тот, кто вы­ше ме­ня, тот — Бог».

Об­ра­тил­ся Орий к За­ре Ут­рен­ней: «Зорь­ка моя Яс­ная, мо­жет, ты  Бог?»  От­ве­ча­ла ему За­ря Яс­ная: « Нет, не Бог я, есть тот, кто по­вы­ше ме­ня, тот – Бог».

Так ут­ро про­шло, день ми­нул, ве­чер на­стал, а за ним и ночь на­сту­пи­ла. В тем­ном не­бе Ме­сяц появился. К не­му царь-па­харь воз­звал: «Ме­сяц мой Яс­ный! Ска­жи мне, не скры­вай прав­ды, мо­жет, ты — Бог?». Гру­ст­но улыб­нул­ся Ме­сяц: « Нет, я не Бог, есть вы­ше ме­ня, тот – Бог». Ска­зал и за туч­кой скрыл­ся.

Ночь про­шла, вновь вы­гля­ну­ло солн­це, за­ли­ло све­том го­ру вы­со­чай­шую, де­ре­вья и зе­ле­ные тра­вы у их кор­ней. Спро­сил царь у Де­ре­ва Зе­ле­но­го: « Де­ре­во Зе­ле­но, мо­жет, ты — Бог?» Про­ше­ле­сте­ло оно ли­ст­вой, чуть внят­но от­ве­ти­ло: «Нет, я не Бог, есть вы­ше ме­ня, тот – Бог». Об­ра­тил­ся Орий к Тра­ве Вы­со­кой: «Тра­ва моя Вы­со­кая, мо­жет, ты — Бог?»  От­ве­ча­ла ему на то Тра­ва Вы­со­кая: «Нет, я не Бог, есть тот, кто вы­ше ме­ня, Он — Бог».

Спра­ши­вал Орий и у Пти­цы Бы­ст­ро­кры­лой, и Бы­ка Мо­гу­че­го, и у ко­ро­вы Бу­ре­нуш­ки. Но все ему от­ве­ти­ли оди­на­ко­во: «Нет, я не Бог, есть тот, кто вы­ше ме­ня, Он — Бог».

И то­гда упал Орий на тра­ву и вскри­чал: «Бо­же ве­ли­кий! Ты, ко­то­рый не Солн­це и не Ме­сяц, не Об­ла­ко, не Го­ра, не Ве­тер, не Тра­ва, не Де­ре­во, не Пти­ца, не Бык и не Ко­ро­ва! Бо­же не­ви­ди­мый, ко­то­рый пре­вы­ше всех! Бо­же, ко­то­рый есть во всем и во всех, спа­си нас от Во­ды Ве­ли­кой! А мы ста­нем по­чи­тать Те­бя во­ве­ки ве­ков!» 

И толь­ко ска­зал он эти сло­ва, как во­да схлы­ну­ла и зем­ля тря­стись пе­ре­ста­ла и вы­шла из во­ды. Умы­тая ста­ла она еще кра­ше преж­не­го.

Так пра­де­ды на­ших пра­де­дов нау­чи­лись в Бо­га ве­рить».

Ну, а те­перь по­яс­ним не­ко­то­рые сло­ва, ко­то­рые встре­ча­лись в этой сказ­ке.

Бог — в ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ни­ях сверхъ­ес­те­ст­вен­ное су­ще­ст­во; в ми­фо­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ни­ях по­ли­те­из­ма ка­ж­дый из бо­гов име­ет вер­хов­ную власть над ка­кой-ли­бо ча­стью ми­ро­во­го це­ло­го, в те­из­ме еди­но­му Бо­гу при­над­ле­жит аб­со­лют­ная власть над ми­ром. Ве­ра в Бо­га — ос­но­ва вся­кой ре­ли­гии. Рус­ская дох­ри­сти­ан­ская ре­ли­гия при­дер­жи­ва­лась ве­ры в еди­но­го бо­га, дру­гие не­бо­жи­те­ли, как и все яв­ле­ния ви­ди­мой и не­ви­ди­мой людь­ми дей­ст­ви­тель­но­сти – бы­ли его тво­ре­ния­ми и про­яв­ле­ния­ми. Са­мо рус­ское сло­во Бог вклю­ча­ет в се­бя по­ня­тия ду­хов­но­го бо­гат­ст­ва и сверхъ­ес­те­ст­вен­ной мо­гу­ще­ст­ва, си­лы и его все­гда по­ми­на­ют в един­ст­вен­ном чис­ле и ни­ко­гда — бо­ги. Го­во­ри­ли: «рус­ский Бог ве­лик», «дай Бог на­ше­му Бо­гу жить — все жи­вы бу­дем», «все один Бог, что у нас, что у них, у ино­вер­цев», « Бог один, как ни на­зы­вай его», «все под од­ним Бо­гом хо­дим, хоть и не в од­но­го ве­ру­ем», «ут­ром Бог, и ве­че­ром Бог, а в пол­день, да в пол­ночь ни­ко­го, кро­ме Не­го», «один толь­ко Бог ви­дит нас».

Имя Бо­га в гео­гра­фи­че­ских на­зва­ни­ях: наУк­раи­не есть Бо­гов­ка, Бо­гов­щи­на (это сло­во А.Н.Афа­нась­ев упот­реб­ля­ет в зна­че­нии «со­б­ра­ние бо­гов», пан­те­он), Бо­го­вец, Бо­гов Брод, Бо­го­душ­на, Бо­го­ро­дич, Бо­го­ро­дич­ный, Бо­гу­шев­ка. Слы­шит­ся это свя­тое имя и в на­зва­ни­ях двух рек – За­пад­но­го и Юж­но­го Бу­га, ведь их ино­гда про­из­но­сят и как Бог. И ко­му до­ве­лось по­бы­вать у этих рек зна­ет, что на­зва­ние эти да­ны не слу­чай­но: оба Бу­га бо­же­ст­вен­но кра­си­вы.

Орий –  ле­ген­дар­ный пра­ро­ди­тель ру­сов и сла­вян, упо­ми­нае­мый в «Ве­ле­со­вой кни­ге». Его имя ста­ло обо­зна­че­ни­ем для боль­шой се­мьи арий­ских на­ро­дов. На пра­сла­вян­ском язы­ке Орий – ра­тарь, па­харь. В древ­но­сти су­ще­ст­во­вал ри­ту­ал вспа­хи­ва­ния пра­ви­те­лем зем­ли, где он вы­сту­пал как сим­во­ли­че­ский оп­ло­до­тво­ри­тель при­ро­ды, Отец Не­бес­ный.

Мать Сы­ра Зем­ля – свя­щен­ное по­ня­тие для на­ших пред­ков. Счи­та­лось, что че­ло­век жив до тех пор, по­ка уха­жи­ва­ет и с поч­те­ни­ем от­но­сит­ся к Зем­ле, ко­то­рая его на се­бе но­сит. В про­тив­ном слу­чае, он мо­жет про­ва­лить­ся сквозь зем­лю и ока­зать­ся в под­зем­ном пек­ле. Счи­та­лось не­до­пус­ти­мым пле­вать на Зем­лю, ос­к­вер­нять ее или вты­кать в нее нож. Ве­сен­нюю вспаш­ку на­чи­на­ли с мо­лит­вен­но­го об­ра­ще­ния к Ма­те­ри, про­ся у нее про­ще­ния и объ­яс­не­ния не­об­хо­ди­мо­сти этой ра­бо­ты. От­прав­ля­ясь в даль­ние края, бра­ли с со­бой горсть род­ной зем­ли. Ес­ли че­ло­век уми­рал на чуж­би­не, то его хо­ро­ни­ли с этой гор­стью род­ной зем­ли.

Ма­ра и Мо­рок – суп­ру­ги, под­зем­ные бо­же­ст­ва не­пра­вед­ной, му­чи­тель­ной смер­ти и пус­тых грез, ве­ду­щих к пол­но­му заб­ве­нию.

«Ра­ны Ма­туш­ки» — по­верх­ность Зем­ли в древ­но­сти пред­став­ля­лась как ог­ром­ное жен­ское те­ло. Ов­ра­ги и рас­трес­кав­шая­ся во вре­мя зем­ле­тря­се­ния поч­ва – ра­ны на этом пре­крас­ном те­ле. Под­зем­ные во­ды – кровь Ма­те­ри Зем­ли.

Солн­це, Ме­сяц, Об­ла­ко, Го­ра, Ве­тер, Тра­ва, Де­ре­во, Пти­ца, Бык, Ко­ро­ва – то­те­ми­че­ские сим­во­лы мно­го­об­ра­зия про­яв­ле­ния еди­но­го Бо­га, твор­ца все­го су­ще­го.

 

 

Добавить комментарий