Часть вторая. Снетогорье.

Фрески Снетогорского монастыря

На Псковской земле есть два древних монастыря, мужской – Мирожский и женский — Снетогорский. Они как два полюса, противоположны и немыслимы друг без друга. В них есть сходство. И тем заметнее различия.

Спасо-Преображеский монастырь получил своё неофициальное название от реки Мирожи, на берегу которой он был построен. Возведенный на высокой горе Снетной женский монастырь Рождества Богородицы был наречен не столько по имени этой горы. Ну, а сама гора получила своё имя от маленькой рыбки – снетка, которой некогда славилась Псковщина.

Женский монастырь моложе Мирожского монастыря. Он был построен  в 13413 году и вскоре расписан. Во всех работах чувствуется рука одного мастера, или главы артели. И он был местным уроженцем. Считается, что фрески Снетогорского монастыря стоят у истоков псковской изобразительной школы. Не смотря на то, что снетогорские фрески сохранились хуже мирожских, в композиции обоих монастырей есть заметное сходство. Так в куполе Снетогорского монастыря можно увидеть Вознесение Господне. С той разницей, что оно куда больше по размерам, чем тот же сюжет в мужском монастыре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вознесение Господне, роспись купола Снетогорского монастыря.

Скорее всего, роспись Мирожского монастыря стала, как и замышлял новгородский епископ Нифонт, эталоном не только для Снетогорского монастыря, но и для других русских церквей, построенных в конце 12 столетия. Это новгородская Спаса на Нередице, Спасский собор в полоцком Евфросиньевом монастыре и старо-ладожская георгиевская церковь.

Купольная фигура Христа дополняется изображениями евангелистов в парусах барабана, которые сопровождаются традиционными символами. Так, ангел – символ евангелиста Матфея. У Марка это лев, у Луки – телец, у Иоанна – орел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ангел из сцены Вознесения. Роспись купола церкви Рождества Богородицы.

В алтарной части Снетогорского монастыря, как и в Мирожском монастыре, можно увидеть святительский чин и Евхаристию.

Северную и южную подпружные арки собора занимают фигуры первосвященников.

Преподобные отцы.

На восточном склоне южной арки представлен Самуил — старец с длинной бородой. Западный склон северной арки занимает фигура Аарона, который узнается по остаткам сопроводительной надписи, тогда как на восточном склоне, вероятно, изображен пророк Моисей в облачении первосвященника.

Моисей, обличающий евреев.

Если в Мирожском монастыре основной темой росписей была жертвенность, то здесь видно несколько тематических композиций. И, может быть, главной среди них является тема «Страшного суда».

Апокалиптические звери из «Видения пророка Даниила».

Анализ росписей показывает, что именно этот памятник монументальной живописи стоит у истоков псковской иконографической традиции. Но для Пскова значение снетогорских росписей оказывается гораздо более существенным. Именно здесь впервые отчетливо проявилось своеобразие художественного языка псковской школы живописи, который однажды сформулированный сохранится без принципиальных изменений вплоть до конца XVI века, отражая тем самым устойчивость и здоровый консерватизм местной художественной традиции.

Шествие праведников в рай.

Едва ли не главной особенностью снетогорских росписей является их колорит, построенный на сочетании сближенных темных тонов — темно-лиловых и фиолетовых, красной и коричневой охр, оливковой зелени, на фоне которых яркими пятнами смотрятся светло-желтые нимбы, небольшие вкрапления киновари, обильные белые жемчуга, высветления складок и, как правило, многочисленные сопроводительные надписи.

Распятие

Именно эта система колорита, строгого и аскетичного по своей природе, позволяющего создавать эмоционально возвышенную атмосферу напряженной молитвенной сосредоточенности, найдет наиболее полное выражение в памятниках второй половины XIV столетия, которые будут вдохновлены идеями исихазма. В этом отношении росписи Рождественского собора Снетогорского монастыря приобретают особое значение, поскольку именно они стоят у истоков новой художественной традиции. Наиболее ярко эти тенденции проявились в работах художников, создавших знаменитые новгородские росписи церквей Успения на Волотовом поле (1363 г.) и Федора Стратилата (1380-е гг.), а также в творчестве Феофана Грека. Однако росписи Снетогорского собора отчетливо показывают, что псковская культура уже в начале XIV столетия вполне осознанно воспринимала новые духовные идеи и настроения и творчески реализовывала их в своем самобытном искусстве.

Воскрешение Христа.

Часть вторая. Снетогорье.: 3 комментария

  1. Грандиозное исследование! Спасибо! Я там на старушек любовалась. Такие добрые лица. Меня, правда, немного поучили уму-разуму, но и это в радость было. И расплавленные остатки церкви вызвали поток слёз почему-то…

  2. Теперь эта часть русского православного мира оказалась в разделе «раскольничество»,хотя родилась до раскола на никоновскую веру и старообрядческую.А тот,единый мир был не таким,как нынешний.Пытаясь подыскать определение перепробовал разные слова и остановлюсь ,пожалуй,на «проще» и «чище». В нем можно было жить без фальши и не уставать от разделенного сознания.

Добавить комментарий